sweet dreams are made of thisСтарый "Трон" - классный фильм. Даже сейчас его спецэффекты не вызывают желания смеяться и тыкать пальцем, а уж какой матрицей они были для 1982 года - представить не могу, меня тогда не было, а фильм о компьютерной системе как живом мире с монохромными пейзажами из битов, населенном программами, которые ведут свою политику и религиозно чтут Пользователей, был. Мы смотрели его в новогоднюю ночь и верили в этот виртуальный мирок - со всеми недочетами, именно таким он в старом компьютере и был бы. Сюжет, конечно, простой как два пальца - но это не психологическая драма, это сказка о компьютерных человечках от Диснея. Кто им сочувствует - тому понравится. Как жаль, что я не видел этого фильма раньше! Будучи посмотренным одновременно с тем же "Ребутом", оно вынесло бы неокрепший мозг надолго)
А вчера был "Трон: Наследие".
Простыня чувств и впечатлений, задыхание от восторгаЭто было прекрасно, два часа красоты. Причем именно красоты, потому что сюжет? Какой сюжет? Это Дисней, детка, хорошие против плохих и все перевоспитываются. Если бы я заранее ожидал от него драмы и глубокого смысла - разочаровался бы так же, как в "Аватаре". Впрочем, эмоциональные моменты все же были, но о них потом. Визуальная сторона прекрасна так, что каждый кадр хочется распечатать и повесить на стену. Цифровые улицы, до идеальной безжизненности выверенные, строгие и чистые, облегающая одежда, электронная музыка - "это родина моя!"; мир Трона, хоть и растерял часть своего соответствия внутреннему устройству домашнего компьютера, но ведь его уже не на коленке создавали. В него все еще веришь, в этот город, который почти как у людей. Над ним созданное человеком темное небо, вокруг него пустошь неразмеченного пространства и море информации, в котором, как и в настоящем... Ну, вы поняли. Музыка в фильме - оргазм для ушей. Такое хентайное насилие, когда слух с силой трахают, впечатывают в кресло, подавляя ритмом до абсолютного подчинения и дезориентации, и именно заставляют кончать, не спрашивая твоего желания. Дафт Панк могут, да. После этого хочется купить домой какие-нибудь огромные колонки и сиски с музыкой в наилучшем качестве, чтобы мочь повторить. В сочетании с видеорядом это просто кружит голову.
И лично мое - эмоциональная составляющая, та самая, о которой говорил. Давно меня никто так не цеплял, как CLU, которого сначала подавали как штампованного мультяшного диктатора, но флэшбеки в доме показали все его эмоции, а на финальной их с Флинном встрече я плакал, чего сам от себя не ожидал. Наверняка это тоже избитая трагедия - о том, что программа не сможет понять человека, никакие хорошие намерения не могут заставить абсолютно логичное существо осознать, как можно предпочесть по-человечески иррациональное несовершенство просчитанному идеалу. Никакое "прости" не поможет понять; оно будет изо всех сил стараться, но не сможет, лишь будет чувствовать, что его бросили, а общие идеалы предали. CLU ведь любил своего создателя, это невозможно не видеть. И я, с моим слишком логичным рассудком, хорошо знаю, насколько болезненно это непонимание, вдвойне своей конечностью. С человеческими порывами можно смириться, их можно простить, но понять, пропустить через себя и разделить - никогда, бесполезно даже пытаться, это несовместимые системы. Эта безнадежность злит, обижает и хочется истерично стучать кулаками: "ПОЧЕМУ ты такой другой? ПОЧЕМУ я не могу тебя понять, я же стараюсь?!" То самое "Я ведь все делал, как ты говорил, почему тебе не понравилось?". В общем... Даже если бы не было всего остального, я бы полюбил этот фильм. Но это, конечно, личное.
Итого:
"TRON: Наследие" по сравнению с оригиналом сильно потерял в концепте. Это уже не живой мир внутри ПК, где пейзаж строго ограничен архитектурой и никаких тебе небес, а транспорт поворачивает на 90 градусов и никак иначе. Теперь тронов мир похож на просто проекцию нашего в виртуал. с гладиаторскими боями, барами, салютом и прочим. Неоновые полосы на костюмах раньше смотрелись как схемы, а теперь всего лишь декоративно. Гонка на светоциклах очень пострадала не только из-за не аутентичности, но и просто по динамике, очень зря убрали вид от первого лица - в старом фильме смотришь на мелькание поворотов перед глазами и дух захватывает, а тут просто любуешься. Сила пользователя внезапно становится не только в создании новых программ, но и просто... "Сила". Внезапная, как лунная призма.
Вообще сюжет откровенно никакой, особенно с точки зрения обоснуя. Старая система еще могла поместиться в недрах корпоративного сервера, а все вот эти навороты - в одном компе, двадцать лет стоявшем в подвале? Откуда нафиг взялись эти ISO и чем они должны были помочь человечеству? Хотя они настолько невтемны, что сразу понятно, что их линия вымучена ради драмы и причины нравственного конфликта Что мог бы CLU, умеющий жить только по законам виртуального мира, делать в нашем, где самолет из палочки не появится? Почему обладающий этой самой внезапной юзерской силой Флинн не применил ее раньше, чтоб форматнуть всю систему к вместе с собой, раз уж назад дороги не было? Какого фига сосканенная лазером проекция пользователя сохраняет плоть и кровь? Обо всем этом лучше не думать. Когда смотришь порнофильм - не думаешь, почему медсестра руки перед осмотром не дезинфицирует.
Это именно, уж простите за постоянные аналогии, аудио-визуальная порнография. Смотрите ее, дрочите на нее, наслаждайтесь ею, она сделана для того, чтоб доставить вашим бессознательным ощущениям удовольствие. Как ни странно слышать это от меня - смотрите эмоциями, отключите мозг, и фильм зацепит вас и потащит в сеть.
А мы завтра пойдем в кино еще раз.