Типирования по Модели АСледует отличать
мнение человека по данной функции, по аспекту, по теме, об этой сфере жизни и т.д. от
действия определенной психической функции. При типировании по структуре психики мы должны получить не мнение человека, а пронаблюдать его действие. Основная ошибка социоников при типировании заключается в том, что они подменяют действия мнениями.
Главное условие при типировании - обеспечить, чтобы действие по функции производилось с реально существующими в физическом мире предметами и явлениями. А не в выдуманном мире, не в воображении человека! Типичная ошибка непрофессиональных социоников, когда они дают человеку задание "придумать" что-то. И человек придумывает что угодно, но какое отношение это имеет к типу?
Соционика занимается тем, как человек воспринимает физический мир и как перерабатывает информацию о нем. Она не занимается вообще всем, что думает и чувствует человек. Тпичная ошибка социоников-любителей в том, что они не понимают сути соционики и смешивают эти две вещи. Вместо того, чтобы отделять и изучать ТИМ – тип информационного метаболизма, они изучают все вообще, что думает и делает человек. Но соционика не изучает все, что думает и делает человек! Она изучает только часть того, что он думает и делает. Часть, связанную с материальным миром. Всем остальным, чему нельзя найти аналог в материальном мире, соционика НЕ занимается. Когда вы поймете эту простую вещь, соционика станет для вас проста, как таблица умножения. Пока не поймете – будете думать, что она сложна.
Кстати, это очень точный и надежный
метод определения профессионализма соционика. Если при типировании он задает вам вопросы на воображение, интересуется вашим мнением по каким-то вопросам – перед вами шарлатан, гоните его в шею. Вы ничего не получите от того, что расскажете ему о том, «что вы думаете о …» или если вы «представите, что …». Если вы сталкиваетесь с таким «типированием», осознайте, что вас банально разводят на бабки.
Правила формулировки вопросов.Итак, после того, как мы определились с направленностью вопросов, нужно сформулировать вопросы согласно следующим правилам:
1. Вопрос должен быть направлен на реальную, не выдуманную ситуацию – случай, в настоящем времени или в прошлом.
Правильно: «Посмотрите на … и перечислите …», «Вспомните случай, когда вы …»
Неправильно: «Как вы думаете, может ли быть, что …», «Часто ли вы думаете о …»
2. Вопрос нужно направить на одну конкретную функцию, и только одну
На какую именно функцию направлен вопрос, определят типировщик, но не сам типируемый. Необходимо очень четко обозначить область, на которую направлен вопрос. Эта какая-то часть, аспект физического мира, а не область знаний и не мнение типируемого.
Правильно: «Вспомните, что вы делали, чтобы …», «Опишите, какое у вас сейчас настроение» «Какими ощущениями вы руководствовались, когда …»
Неправильно: «Расскажите, что вы делаете на работе» «Вы хорошо разбираетесь в настроении людей?», «Вам нравится ощущать, когда …?»
3. Вопрос должен запрашивать действие или описание действия самого типируемого. Оно может быть уже совершенное в прошлом или то, которое ему предлагается сделать сейчас. Ни в коем случае вопрос не должен запрашивать мнение типируемого на тему или знания в какой-то области. Также не оцениваются действия других, людей.
Правильно: «Вспомните, что вы делали…», «Посмотрите на… и определите …»
Неправильно: «Если вам предложат …, что вы сделаете?», «Представьте, что вы попали в ситуацию, когда … и вам нужно …» «Как вы думаете, люди часто …?»
4. Вопрос не должен быть направлен на стереотипное действие, совершаемое большинством людей в повседневной жизни. Ответы на такие вопросы часто не имеют отношения к типу
Правильно: «Расскажите, как вы завариваете чай?», «Какие принципы вы используете для планирования своего бюджета?», «Что вы делаете на вечеринках?»
Неправильно: «Любите ли вы чай и часто ли его пьете?», «Вы считаете деньги, чтобы хватило до зарплаты?», «Вы любите шумные вечеринки?»
5. Вопрос всегда должен быть не «закрытым», а «открытым». На закрытый вопрос всегда можно дать однозначный ответ («да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т.п.) Например: «Вы пьете чай?» — «Да». «Вы водите машину?» — «Нет». «Какой вуз окончили и когда?» — «МГУ, в 1992 году». Открытый вопрос требует какого-то объяснения и предполагает развернутый ответ в свободной форме. «Как вы провели вчерашний день?» - «Сначала я поехал к другу, потом мы пошли гулять ...»
Правильно: «Вспомните случай, когда вам пришлось отстаивать свои права и опишите, что вы делали, чтобы победить?» «Перечислите, из чего состоит этот прибор»
Неправильно: «Вам часто приходится отстаивать свои права?» «Это прибор имеет много составных частей?»
6. Для удобства интерпретации вопросы задаются парами на одну функцию разной вертности. Как такового порядка в вопросах нет, вы можете задавать их в любой последовательности. Но наибольший эффект дает их группировка по два. Если скажем, вы спросили на , то следующей нужно оценить , если , то следующей , и т.д. Выполнение этого условия позволяет очень четко различать осознанные и неосознанные функции.
Правильно формулируя и задавая вопросы, вы получите ту реакцию и ответ, который сможете оценить и верно интерпретировать. Задав неподходящий вопрос в несоответствующей форме, вы получите ответ, который не сможете оценить. Этим вы и себя запугаете и типируемого расстроите и утомите сверх меры
Правильно фомулируя вопросы, вы также значительно сокращаете их количество, т.к. ответ на такой вопрос обычно дает несколько видов информации, позволяющей определять несколько типных свойств одновременно.
Также вы значительно сэкономите время, не тратя его на выслушивание ненужной для типирования информации. Обычно 3-х-5-ти предложений в ответе типируемого вполне хватает, чтобы получить исчерпывающий ответ на заданный вопросы. Таким образом вы никогда не попадете ситуацию, типичную для большинства непрофессиональных социоников, когда вы выслушиваете свободный рассказ типируемого "за жисть" в течение 1,5-2 часов и после этого понимаете, что ни на шаг не продвинулись в типировании.
Правильно проводимое типирование методом интервью в индивидуальном режиме занимает 15-30 мин при использовании правильно сформулированных 4-6 вопросов, изредка их требуется 8-10. В групповом режиме время увеличивается до 40 мин - 1,5 час.Особенности проявления функций.
Особенности проявления функций при ответах в зависимости от конкретного уровня (горизонтального блока):
1-2 функции
• Типируемый говорит по вопросу больше, чем требуется, при этом ответ точно соответствует вопросу, но более глубок, широк и детализирован, чем требуется
• Типируемый угадывает, договаривает и доформулирует вопрос за типировщика «Может вас интересует …? Так это …!» «Наверно вы хотели спросить о том, что…?» При этом его формулировка соответствует или очень близка к тому, что хочет спросить типировщик.
• Отвечает быстро, не дослушивая вопрос до конца, часто обрывая типировщика в процессе вопроса
• Ответами по этим функциям заменяются практически все вызывающие затруднения ответы по другим функциям
• Типируемому нравится или очень нравится отвечать на этот вопрос или рассказывать об этом аспекте, как минимум он отвечает охотно
• На просьбу дословно повторить заданный вопрос повторяет его в точности, часто добавляя свои творческие комментарии по поводу вопросу, не меняющие его сути
3-4 функции
• При выслушивании вопроса, обдумывании и ответе типируемый испытывает беспокойство. раздражение, нервозность, расстройства разной степени и другие некомфортные изменения текущего состояния
• Вместо ответа на конкретный вопрос делается широкое обобщение
• Ответ частично замещается высказываниями по другим функциям
• На просьбу дословно повторить заданный вопрос делает это сжато, нехотя
• Из-за неприятных переживаний в связи с темой вопроса просит его пропустить и перейти к следующему, задать вопрос в более мягкой форме, другими словами, задать другой, похожий на этот, но по его мнению не такой беспокоящий, «трудный» вопрос
• Высказывает нежелание отвечать на этот вопрос без объяснения причин или потому, что эта тема не нравится, не правильная, не интересная, не нуждающаяся в рассмотрении и т.д.
5-6 функции
• На просьбу дословно повторить заданный вопрос вспоминает только его часть, воспроизводит близко по смыслу, но другими словами, формулирует вопрос иначе
• Типируемому не хватает жизненного опыта, чтобы ответить на заданный вопрос, не хватает навыков, чтобы выполнить требуемое действие
• Задумывается прежде, чем ответить, на вспоминание случая уходит определенное время
7-8 функции
• Типируемый не понимает в принципе, о чем его спрашивают
• Типируемый не слышит вопроса и после того, как он задан, утверждает, что его ни о чем не спрашивали
• Он уверен, что полностью понял вопрос, в то время как фактически отвечает на абсолютно другой вопрос, не связанный с задаваемым
• На просьбу дословно повторить заданный вопрос теряется, не может этого сделать, вспоминает только отдельные слова, или формулирует вопрос принципиально иначе
• Не может ответить на вопрос, даже если очень сильно старается
• Из-за непонимания вопроса просит его пропустить и перейти к следующему, или задать вопрос в более простой и понятной форме или другими словами
• Для ответа по этим функциям используются любые другие функции
• Надолго задумывается над вопросом, в процессе обдумывания может забыть вопрос
Очень важно понимать, что все эти особенности проявляются только при живом разговоре с типируемым в режиме реального времени! При заочном общении (переписка, форумы, анкетирование и т.д.) эта методика не работает!