17.08.2010 в 20:49
Пишет Fish.:
Яма и Ями

Бог Яма со своей сестрой-женой Ями
Статуэтка, золото, III век


Яма - "близнец" - первый из умерших людей, открывший смертным путь в загробный мир и ставший владыкой царства мертвых и блюстителем закона справедливости. Старший сын Вивасвата и Саранью, брат-близнец Ями и бессмертных Ашвинов, по отцу - брат Ману, Тапати и Шани. Первое упоминание - Ригведы. В период эпической мифологии (Махабхарата) становится богом смерти и повелителем предков (теней усопших), одним из локопал и властителем Юга, мрачным властителем расположенного в подземном мире ада (позднее - многих адов "нарака"), места наказания грешников. Миф о Яме и Ями - один из древнейших в Ведах, на что указывает и иранская параллель - Йима и Иимак. В иранской мифологии Яма - царь людей Золотого века, когда на земле не было смерти и страданий. В мифологии индийского Ямы это отсутствует, но одним из сохранившихся мотивов является отказ Ямы от кровосмесительного брака с сестрой (кн.Х "Ригведы"). В некоторых ведийских текстах этот греховный союз представляется осуществленным и вероятно рассматривается как причина смерти Ямы. В позднейших версиях грехом Ямы становится оскорбление мачехи.
Ями - богиня священной реки Ямуны. Дочь Вивасвата и Саранью, сестра-близнец Ямы и бессмертных Ашвинов, по отцу - сестра Ману, Тапати и Шани.
~ ~ ~
~ ~ ~
ЯМА
Таково имя владыки царства мертвых.

Изначально он принадлежал, по-видимому, к двойному, парному божеству, божествам Яму и Ями (его сестра). Это первые люди, появившиеся на свет. Причем выражения «на свет» и «на свете» в данном случае имеют особый смысл, потому что их отцом признан Вивасвати, солнечное божество.

Казалось бы, что от них, как от библейских Адама и Евы или авестийских Йимы и Йимак, должен происходить и весь род людской. Кстати, Ева ведь тоже генетически тождественна Адаму, ибо была «клонирована» (с научной точки зрения этот термин совершенно оправдан в приложении к этой легенде) из его ребра.

В «Ригведе» приведен гимн-диалог, в котором Ями уговаривает брата стать ее мужем, на что он отвечает отказом, ссылаясь на их кровное родство. Так проявился запрет на инцест, характерный для достаточно развитого общества и до сих пор вызывающий споры исследователей о причинах появлений такого запрета.

Яма был первым из людей, кто умер (не означает ли это, что и в давние времена продолжительность жизни мужчин была обычно меньше, чем женщин?). Открыв людям путь в мир иной и первым вступив туда, он становится там царем и повелителем. С той поры он собирает у себя всех отживших людей, готовит им место успокоения.

Безутешная Ями оплакивала смерть брата, и это продолжалось непрерывно; длящиеся бесконечно мгновения отражали ее причитания: «Только сегодня он умер» (то есть — «сего дня»). И для того, чтобы этот горестный день кончился, чтобы прекратились страдания Ями и ее стенания, досаждавшие богам, они создали ночь. Агни уступил Яме место в мире мертвых.

читать дальше


У индусов охотничий пес - атрибут или спутник Индры; пес с четырьмя глазами олицетворяет Яму, бога мертвых, и отличается тем же символизмом, что и Гад ее. Сарама - (др.-инд. Sarama, буквально переводится как "быстрая"), в древнеиндийской мифологии собака Индры. Позже Сарама - мать двух чудовищных псов Шарбаров, охраняющих царство Ямы; они же называются Сарамея (буквально "собака"). Сарама открывает следы Дасъю и участвует в мифе о Вале: Индра посылает ее на поиски коров, украденных Пани, она переходит реку Раса и находит их в пещере, но Пани прогоняют ее прочь.
ххх

Сара́ма (санскр. सरमा, «быстрая») — персонаж древнеиндийской мифологии, сука богов (санскр. देवशुनी, devashunī IAST). Впервые упоминается в Ригведе (X 108, 2, 4), где она помогает Индре вернуть коров, украденных демонами Пани[en]. Эта легенда излагается во многих более поздних священных текстах индуизма, в которых Сарама обычно описывается как собака Индры. В более поздних мифах Сарама выступает матерью двух чудовищных четырёхглазых псов Шарбаров (они же называются «Сарамея», что буквально означает «потомок Сарамы» или «собака»), охраняющих царство бога смерти Ямы.
Вики

Яма… правит Югом, страною предков. Там, за краем земли, окутанная тьмою, стоит его обитель. Путь в Питрилоку — Мир предков — охраняют два чудовищных пса Шарбара, отпрыски Сарамы, пестрые и четырехглазые. Мрачны, как дикие джунгли, владения Ямы, деревья там не дают тени, нет там воды, нет места для отдыха; и все же души людей добродетельных находят там облегчение.
Этих псов Ямы в европейской традиции назвали бы адскими гончими. Потому что чаще они бродят по земле сами — вестники и посланцы смерти. Считается, что их матерью является богиня Сарама (सरमा, Sarámā ), чье имя значит «быстрая». По матери наших псов индусы называют «Сарамея» (Sarameyau — двойственное число), что буквально переводится как «потомки Сарамы» или просто «собаки».

Помимо того, что Сарама дала жизнь двум псам Ямы, она – божественная сука (देवशुनी, devashunī ) — еще считается и родоначальницей всех хищных зверей земли. В этой связи чудовищный вид псов Ямы (они же Сарамейя, они же Шарбары) не представляется чем-то неожиданным. Зато он — вид этот — вполне запоминающийся: огромные и четырехглазые, с широкими вывернутыми ноздрями, тигрового и пятнистого окраса псы.

По окрасу этих псов и различают: рябого зовут Шарбар (от санскритского «sarvarā» — пятнистый), полосатого же называют Удумбала (от санскритского Udumbalau — рыжеватый или тигровый). Впрочем, это скорее не имена, а прозвища-характеристики-описания, потому что в разных текстах их именуют по-разному: Ша(р)бар и Удумбала, Шьяма и Сабала (Shyama и Sabala (**)), Зима и Забала (Zy.ma и Zabala (***)).

Но как бы их ни называли, суть остается одна: Шарбары являются псами бога смерти, охранниками царства умерших, вестниками и посланцами Адского князя на земле, психопомпами и проводниками душ умерших. В гимне, посвященном Яме, путь умершего и его встреча с Шарбарами описывается следующим образом:

читать дальше
ххх
~ ~ ~
~ ~ ~
ЯМА – ПОВЕЛИТЕЛЬ УСОПШИХ
Ссылки:
godsbay.ru/orient/yama.html
www.foxdesign.ru/legend/i_god_ya.html
www.mifinarodov.com/ya/yama.html
www.simbolarium.ru/iconography/hinduism/icon/ya...
probud.narod.ru/yama.html
www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Baland/38.ph...
URL записи